...
0

Как рассчитать себестоимость товара

На старте продаж непросто правильно рассчитать себестоимость и установить цену. Многие селлеры не закладывают в расчеты предположительные расходы и не знают, как выделить отдельные виды прибыли. Завышенная стоимость может отпугнуть покупателей, а слишком низкая приведет к убыткам. В такой ситуации полезно знать, как найти оптимальное решение. Рассказываем, как это сделать.

Понятие себестоимости

Под себестоимостью скрывается вся сумма расходов, которые продавец несет перед реализацией. Сюда входит как заработная плата собственных специалистов, так и оплата привлеченных сотрудников, затраты на производство и маркетинг, оплату складских и логистических услуг, а также многое другое.
Именно себестоимость оказывает наиболее существенное влияние на итоговую цену товара. Чтобы снизить ее, важно искать надежных поставщиков, а лучше — заказывать товары напрямую у производителя. Если же селлер производит товары самостоятельно, важно оптимизировать процессы.
Что входит в себестоимость:
  • совокупность затрат на производство: сырье, оборудование, зарплата сотрудников, аренда помещений, услуги по предпродажной подготовке;
  • затраты на продвижение;
  • уплата налогов и страховых отчислений;
  • логистические расходы;
  • другие услуги, в том числе — бухгалтерские, банковские, консультационные и другие.
В зависимости от торговой площадки и договора селлер оплачивает разное количество услуг. Так, если вы работаете по системе FBO, маркетплейс самостоятельно размещает товары на складе, а по системе FBS придется закладывать стоимость аренды стороннего склада. Однако есть перечень услуг, которые оплачиваются в каждом случае: размещение карточки товара, прием и обработка заказов и платежей. Произвести предварительные расчеты можно после выбора конкретной модели на основании условий договора.

Какой бывает себестоимость

Выделяют три основных вида:
  • По расходам. Такой тип удобен для тех, кто производит и продает товары своими силами.
  • По полноте. Включает затраты на производство и операционные расходы.
  • По отчетному периоду. Чаще всего используется только производителями, которые не занимаются прямой реализацией продукции на маркетплейсе.
Для оценки всех видов себестоимости можно пользоваться удобной таблицей.

Зачем рассчитывать себестоимость

От нее зависят три основных финансовых показателя:
  • Наценка. Зная себестоимость, производитель может установить справедливую цену, которая покроет издержки на изготовление и позволит получить прибыль.
  • Маржинальность. Зная, сколько средств затрачивается на производство и другие операции, можно рассчитать предположительную выгоду от реализации.
  • Налоги. Как правило, компания оплачивает разницу между доходами и расходами. Сумму платежа невозможно заранее рассчитать без точной информации о фактически понесенных тратах.
Кроме того, подробный расчет себестоимости позволяет произвести оптимизацию производства для сокращения расходов, так как выявляет основные виды трат, среди которых могут оказаться и необязательные.

Как оптимизировать расходы на основании себестоимости

Чтобы расчет был более наглядным, остановимся на усредненных показателях магазина. Предположим, мы продаем только один тип товара, каждая единица которого стоит 2 тысячи рублей и вкладываем в бизнес ежемесячно полмиллиона. Наши расходы включают заработную плату, аренду офисных и складских помещений, закупку сырья и другие траты.

Чтобы покрыть все расходы необходимо ежемесячно продавать 250 единиц продукции. Однако если аналогичные товары конкуренты будут продавать по более доступной стоимости, количество продаж снизится. Для решения проблемы можно принять несколько решений: удешевить размещение производства или делегировать часть задач по логистике и складским услугам маркетплейсу.

Так, продавать 250 единиц продукции по 2 тысячи рублей достаточно лишь для того, чтобы отбить расходы на производство. Для получения прибыли себестоимость необходимо снижать. Переход на систему FBO позволит сократить издержки на аренду складских помещений и организацию доставки, однако многое зависит от условий и тарифов конкретной торговой площадки.

На расчет себестоимости влияет множество разных факторов. Например, стоимость товара от поставщика или производителя может увеличиться, а также могут возрасти расходы на электроэнергию. Заранее учесть эти детали может быть трудно. Для облегчения финансового учета и оптимизации расчета себестоимости можно использовать специальные автоматизированные сервисы, например — «Мой склад» или «ЕКАМ».

Способы расчета себестоимости

Экономисты пользуются сложными формулами для расчета этого параметра на крупных производствах. Однако есть упрощенные схемы, которые позволяют узнать величину себестоимости самостоятельно.
  • Простой метод для определения розничной стоимости. Подходит только для селлеров с ограниченным ассортиментом. В данном случае сумма всех расходов делится на количество единиц, предназначенных для реализации.
  • Поштучный расчет предполагает вычисление себестоимости отдельно для каждой единицы. Подходит для селлеров, которые реализуют дорогостоящую продукцию штучного характера. В данном случае рассматривается сумма прямых затрат на продажу и стоимость самого товара. Например, если пара обуви стоила 25 тысяч, а услуги маркетплейса обходятся в 15, стоимость одной единицы должна быть выше 40 тысяч рублей.
  • Вычисление по средней себестоимости. В данном случае учитывается среднее арифметическое стоимости товаров из разных партий, к которому затем добавляется наценка. Например, первая закупка обошлась в 500 рублей за единицу, второй раз — в 600 рублей, а в третий — в 700. Для расчета необходимо сложить все числа и разделить их на количество закупок, результат и будет минимальной стоимостью товара.
  • Способ «first in — first out», который подразумевает, что первыми должны быть реализованы партии, приобретенные раньше. Для расчета себестоимости учитывается последовательность закупок. Например, в начале месяца у вас оставалось 100 ручек, их закупочная стоимость была 4 рубля за единицу. Затем пришли две новых партии, первые 50 единиц по 2 рубля, а остальные 50 — по 3. Вы установили стоимость единицы товара в 15 рублей и продали 170 ручек. Чтобы посчитать себестоимость, необходимо определить, сколько товаров из каждой партии вы продали. 100 из первой, 50 из второй и 20 из третьей. Умножаем каждое число на себестоимость единицы и делим на количество проданных единиц. Такой вариант оптимален для тех, кто продает товары с установленным сроком годности.
При расчете себестоимости необходимо учитывать некоторые важные детали:
  • Ведите налоговый учет. Это необходимо не только для надзорных ведомств, но и для того, чтобы вовремя внести изменения. Например, при самостоятельном производстве некоторых товаров платить налог в 20% может быть невыгодно. Разумнее перейти на налоговый режим в 6% и сократить количество постоянных налоговых расходов.
  • Сразу отмечайте все расходы, чтобы считать бюджет было проще.
  • Вычисляйте фактическую рентабельность, отслеживая соотношение установленной себестоимости с количеством реализованных товаров.
Если разобраться с этим непросто, можно воспользоваться сервисами финансовой аналитики или привлечь финансиста.

Способы снижения себестоимости

Этот показатель может зависеть:
  • от внешних факторов, на которые нельзя повлиять, в том числе — экономической ситуации, увеличения тарифов на коммунальные платежи и услуги;
  • от внутренних факторов, которые зависят от эффективности управления компанией.
Снизить себестоимость можно, следуя простым рекомендациям:
  • Обновляйте оборудование на производстве, чтобы исключить внезапные поломки и ускорить процесс изготовления продукции, а также сократить количество обслуживающего персонала.
  • Автоматизируйте процессы. Так, можно произвести интеграцию с CRM-системой, что упростит отслеживание заказов и остатков, а также обработку возвратов и подсчет как расходов, так и прибыли.
  • Оптимизируйте логистику. Если тарифы транспортной компании повысились, имеет смысл сменить перевозчика и выбрать предложение с комфортными и надежными условиями.
  • Работайте над составом штата. Иногда выгоднее делегировать часть обязанностей уже трудоустроенному специалисту с небольшой надбавкой, чем нанимать нового сотрудника.
Попасть в топ выдачи маркетплейсов помогает поддержание стоимости в пределах среднерыночной. Кроме того, важно обеспечивать быструю доставку и возможность участия в акциях. Все это можно получить как по системе FBO, так и при системе FBS: достаточно лишь найти надежного фулфилмент-оператора.

Взять на себя заботу об оптимизации процессов готова компания GGpack. Наши специалисты решают полный комплекс задач по организации продаж на маркетплейсах: от складских услуг до обработки возвратов, ремонта бракованной продукции и предоставления консультационных, а также представительских услуг.

Получить консультацию и заказать предварительный расчет стоимости можно по телефону или оставив заявку на сайте.