FBO или FBS: по какой схеме выгоднее сотрудничать с маркетплейсом и как сделать выбор?

Каждый селлер сталкивается с необходимостью выбрать схему поставок уже на начальных этапах взаимодействия с любой торговой площадкой. Для тех, кто только начинает свой путь в торговле на маркетплейсах, выбор может оказаться не очевидным. Каждая схема обладает как преимуществами, так и недостатками, а поспешный выбор может обернуться существенными трудностями и переплатами в будущем. Для того чтобы избежать ошибок важно разобраться с тем, что из себя представляет каждая из основных схем и остановиться на той, что лучше всего отвечает вашим потребностям.

В чем суть каждого метода

Каждый способ поставок представляет собой аббревиатуру, которая и раскрывает суть метода:
  • FBS — «Fulfillment by Seller»: за решение всех задач по доставке отвечает селлер.
  • FBO — «Fulfillment by Operator»: за обеспечение поставок отвечает торговая площадка.
Фулфилмент же в каждом случае представляет собой комплекс логистических решений для размещения продукции, а также комплектации и упаковки каждого заказа. Кроме того, фулфилмент также подразумевает транспортировку заказа на ПВЗ или сразу по адресу покупателя. Разница между методами заключается в том, кто именно берет на себя организацию всех этих процессов.
Схема FBS подразумевает, что продавец самостоятельно решает все возникающие вопросы: от размещения продукции на хранение до доставки конечному покупателю, однако это вовсе не значит, что все необходимо делать своими руками. Существуют компании, которые возьмут на себя решение всех поставленных задач.
Система FBO уникализирована для каждого маркетплейса. При выборе соответствующего метода на различных торговых площадках можно встретить обозначения FBW или FBY, но в каждом случае речь идет именно об FBO.

Ответственность на маркетплейсе: особенности, плюсы и минусы

Организацию всех логистических процессов обеспечивает маркетплейс. От вас требуется произвести упаковку и нанести соответствующую маркировку, а также доставить продукцию на склад. Все остальные действия по продаже производит торговая площадка.

После того как товары доставлены на склад, сотрудники маркетплейса:
  • организуют хранение;
  • обеспечивают качественную сборку и переупаковку;
  • производят доставку на ПВЗ или по адресу покупателя;
  • организуют хранение товара после обработки возврата;
  • утилизируют продукцию при наличии повреждений.
Многие селлеры поначалу останавливают свой выбор именно на такой схеме, так как она кажется наиболее выгодной для тех, кто только начинает свой путь в продажах. Ведь в этом случае не нужно брать на себя решение логистических задач: все сделает маркетплейс. Кроме того, такая схема оптимизирует расходы, так как селлеру не придется прибегать к услугам сторонних организаций и оплачивать их услуги. Однако на деле такая схема имеет ряд недостатков и подходит далеко не всем.
Кроме того, при работе по такой схеме продавец должен неукоснительно соблюдать внутренние правила, которые различаются в зависимости от площадки В некоторых случаях выставляются конкретные интервалы доставки для каждого продавца, и при опоздании поставка не принимается. Существуют ограничения и по способу упаковки, который также может различаться в зависимости от конкретного маркетплейса. Если вы торгуете сразу на нескольких площадках, запутаться в требованиях проще простого.

Преимущества легко определить, исходя из самого смысла такого метода:
  • селлеру не нужно решать вопросы, связанные с покупкой или арендой склада, а также необходимого оборудования;
  • отсутствуют штрафы за нарушение сроков доставки;
  • доставка организуется в сжатые сроки, что позволяет улучшить продажи;
  • ускорить доставку в различные регионы страны можно при помощи разных складов маркетплейса.
Однако важно учитывать и недостатки:
  • принимают и хранят товар на складах не бесплатно, стоимость различается в зависимости от маркетплейса;
  • более высокая комиссия в сравнении с другими методами;
  • стоимость размещения на складах может превышать стоимость продукции;
  • в некоторых случаях взимается плата за возврат;
  • начисляется комиссия за превышение сроков хранения.
Иными словами, система FBO подходит далеко не всем, так как важно правильно рассчитывать объем поставок, чтобы товары не залежались. Не подходит такая схема и для продавцов с небольшой себестоимостью продукта.

Все решает селлер: особенности, преимущества и недостатки

Такой метод подразумевает решение всех логистических процессов продавцом. Товар может быть размещен на личном или арендованном складе.
При этом селлер:
  • производит обработку заказов;
  • осуществляет комплектацию;
  • производит упаковку в соответствии с актуальными требованиями и наносит необходимую маркировку;
  • готовит сопроводительные документы;
  • доставляет заказ на СЦ или ПВЗ;
  • обрабатывает возвраты.
В кабинете селлера при этом необходимо указывать адрес склада, с которого осуществляется отгрузка. Следить за остатками продукции также необходимо самостоятельно. В этом случае торговая площадка выполняет функции витрины, а также берет на себя доставку с промежуточного пункта до конечного покупателя.

Разновидности схемы:
  • Схема RealFBS на OZON подразумевает доставку сразу покупателю, минуя маркетплейс.
  • Витрина+Доставка на СберМегаМаркет работает аналогичным образом.
Торговля по такой схеме может показаться не слишком простым делом, однако на самом деле все возникающие трудности решает помощь FBS-оператора: компании, которая берет на себя выполнение всех логистических задач, от хранения до доставки на склад маркетплейса. При этом набор услуг может включать в себя прием и обработку заказов и возвратов, и даже ремонт товаров, что позволит дополнительно сократить процент утилизации и вернуть в оборот продукцию, которая по системе FBO была бы утилизирована.
Несмотря на то что многим схема может показаться трудной, плюсы трудно не заметить:
  • ниже комиссия маркетплейса;
  • не нужно доставлять товар на склад площадки: это удобно для селлеров из отдаленных регионов;
  • не придется оплачивать возврат товара;
  • проще отслеживать остатки, сроки годности и планировать производство продукции;
  • оборотные средства не замораживаются;
  • для обратной связи с покупателями и повышения лояльности можно вкладывать в заказы рекламные буклеты и подарки;
  • есть возможность выбрать наиболее удобный способ доставки.
Недостатки схемы тоже присутствуют:
  • дополнительные расходы на оплату услуг специалистов, которые обеспечивают решение логистических задач, а также организуют хранение;
  • ответственность за задержку доставки ложится на продавца;
  • неправильно оформленную поставку не примут на ПВЗ;
  • организовывать доставки придется самостоятельно.
FBS-оператор решает большинство сложных задач, предоставляя надежные услуги по хранению, комплектации и доставке товара, при этом тарифы намного более комфортны, чем аналогичные услуги маркетплейса, поэтому многие селлеры останавливаются именно на таком методе торговли.

Поставки по схеме FBO+FBS

В большинстве случаев определиться с методом взаимодействия на начальном этапе торговой деятельности непросто, поэтому многие маркетплейсы предоставляют возможность выбрать комбинированный вариант.

В чем его особенности:
  • ассортимент можно разделить на несколько частей в зависимости от обстоятельств;
  • часть продукции располагается на арендованном или собственном складе;
  • другая часть хранится на складе торговой площадки.
Так, на собственном складе вы можете разместить наиболее ценные и хрупкие или крупногабаритные товары, если переживаете об их сохранности.
Оставьте заявку
на предварительный расчёт за 5 минут по телефону
Расспросим о вашей задаче, согласуем условия каждого этапа работы и рассчитаем стоимость.

Какие еще схемы поставок существуют?

Системы взаимодействия меняются в зависимости от ситуации на рынке. Маркетплейсы подстраиваются под новые тенденции и предоставляют более привлекательные возможности для сотрудничества.
Так, СберМегаМаркет предлагает схему «Закажи и забери», рассчитанный на селлеров, располагающими собственными оффлайн точками продаж. Предполагается дооборудование таких точек до ПВЗ.

В чем особенности схемы:
  • карточки товаров размещаются на маркетплейсе;
  • торговая площадка берет на себя обработку заказов и передает информацию селлеру;
  • упаковка и выдача заказа производится на оффлайн точке продаж;
  • оплата производится по факту получения, после чего селлер оплачивает комиссию маркетплейсу.
В то же время, Яндекс Маркет предоставляет возможность выбрать комбинацию системы FBO и «Поставки под заказ». В этом случае доставка товара на склад маркетплейса производится продавцом только после того как был оформлен заказ. Остальные логистические задачи торговая площадка решает самостоятельно.
Кроме того, существует такая распространенная схема как DBS, при которой маркетплейс берет на себя роль витрины. Селлер же берет на себя:
  • получение и обработку заказов;
  • комплектацию, упаковку и маркировку;
  • доставку до конечного покупателя;
  • оформление возвратов.
Выбор оптимальной схемы зависит от множества факторов. Для выбора оптимального метода необходимо внимательно оценить все преимущества и недостатки каждого предложения.

Как выбрать оптимальную схему взаимодействия с маркетплейсами?

Универсального решения не существует. При выборе наиболее выгодного способа торговли необходимо учитывать особенности реализуемой продукции, предложения маркетплейсов и особенности вашего производства. Есть и ограничения, исходящие от самих торговых площадок. Так, на своих складах они не размещают продукты питания и свежие цветы, так как не могут обеспечить необходимых условий. Кроме того, к хранению не принимается широкий перечень продукции, в который входит как сантехника, так и строительные материалы, а также некоторые крупногабаритные товары и другие виды продукции.

Какие рекомендации стоит учитывать при выборе оптимальной схемы:
  • схема FBO подходит для продажи товаров повседневного и широкого спроса;
  • не стоит выбирать такую схему, если большая часть товаров продается медленно, так как за долгосрочное хранение подразумевается доплата;
  • схема FBS подходит для селлеров с небольшим объемом поставок;
  • кроме того, FBS оптимальна для продавцов с большим количеством других каналов реализации продукции.
Основной недостаток схемы FBS — необходимость контролировать все торговые и логистические процессы. С решением этой проблемы с удовольствием помогут специалисты GGpack. Заполняйте заявку на сайте и получайте выгодное индивидуальное предложение в день обращения, а также подробную профессиональную консультацию по любым вопросам взаимодействия с маркетплейсами.